Энергоаудит — часть рынка энергетического сервиса

10.12.2014

Сергій Парасочка

Продолжаем серию интервью о ситуации на рынке энергетического аудита и перспектив его развития. Сегодня свое видение ситуации на рынке предоставил Сергей Парасочка, директор НПЦ Теплокомплект.

Я вообще не вижу проблемы «рынка энергетического аудита», потому что прежде всего, не вижу смысла существования самого самостоятельного «рынка энергетического аудита». Убежден, что энергоаудит является составной частью энергетического сервиса, очень важной, ключевой, но лишь частью общего комплекса работ по обеспечению энергоэффективности.

Не энергоаудиторы нужны Украине, а энергоэффективность (хотя без энергетического аудита энергоэффективности достичь невозможно).

Вопрос, перспективно ли, в текущих условиях, повышение энергоэффективности зданий, считаю риторическим. Этот вопрос вообще должен стать первоочередным, как один из составляющих частей общего процесса.

Разделение энергоэффективности на отдельные составляющие, как: энергоаудит или замещения газа, мягко говоря, не совсем верно. О необходимости ведения системной работы сегодня, к сожалению, не говорят. Отовсюду звучат исключительно призывы к замещению газа. Это важная тема, но она тоже только одна из составляющих частей общего процесса, который должен происходить в Украине. В Украине должен быть создан рынок энергетического сервиса. Комплексное ведение работ: от энергетического аудита к сдаче в эксплуатацию и сервисному обслуживанию — является признаком энергетического сервиса. И именно энергоаудитор должен быть наиболее ответственным лицом за получение конечного положительного результата.

Основным вопросом в сложившейся ситуации является создание условий для функционирования рынка энергетического сервиса. Опыт создания рынка энергетического сервиса возможно позаимствовать у развитых стран, которые уже достигли значительных результатов. Я согласен с тем, что каждая страна имеет свои условия и свой собственный опыт. Слепое копирование недопустимо. Но важно понять, что именно позволило другим странам достичь успеха.

Мне пришлось проходить стажировку по теме «Энергоэффективность» в Соединенных Штатах Америки. Очень полезными были встречи в министерстве энергетики США. После этих встреч, и целого ряда контактов с участниками процессов энергоэффективности США, для меня стало ясно вопрос почему в Украине нет уверенного движения в направлении энергоэффективности. Мы не имеем четкой стратегии энергоэффективности и не понимаем, что без эффективной мотивации каждого участника процесса движение вперед невозможно.

Официальной политикой энергоэффективности в США является обеспечение функционирования трех обязательных условий, позволяющих и побуждают осуществлять активную деятельность в направлении энергоэффективности широкие круги субъектов хозяйствования и частных лиц.

Основополагающими составляющими стратегии энергоэффективности в США являются:

  1. Правовая основа и нормативная база;
  2. Новые прогрессивные технологии;
  3. Стимулирование рынка.

Американцы убеждены, что стратегия энергоэффективности начинает действовать только при условии одновременного функционирования всех трех составляющих.

В Украине правовая основа и нормативная база, которые могли бы обеспечить функционирование рынка энергосервиса, фактически отсутствуют. Проекты Законов, касающихся энергетического сервиса, ждут в Верховной Раде своего рассмотрения. Но для того, чтобы рассматривать их сначала необходимо полностью переделать.

Мы имеем доступк  передовым мировым технологиям. Здесь есть определенные проблемы, но в целом для текущего периода этот вопрос можно считать решенным.

Стимулирование рынка у нас отсутствует и не просто отсутствует, а также отсутствует понимание, что без стимулирования невозможно внедрение современных энергоэффективных технологий. Создание системы стимулирования рынка энергетического сервиса с одновременным созданием самого рынка энергетического сервиса — это и есть главная задача.

Современные энергосберегающие технологии, к которым можно отнести гелиоэнергетику, тепловые насосы, ветроэнергетику, биоэнергетику, а также термомодернизацию зданий, есть достаточно дорогими и имеют значительный срок возврата инвестиций. В то же время без применения упомянутых технологий дальнейшее развитие невозможно. Срок возврата инвестиций в реализацию возобновляемой энергетики и термомодернизации зданий только в 2-3 раза короче продолжительности активного трудового периода в жизни граждан Украины. Поэтому внедрение таких мер кажется нереальным. Кроме того значительные сроки возврата инвестиций исключают возможность привлечения банковских кредитов и частных инвесторов. Таким образом, имеем факт полного отсутствия мотивации к революционным изменениям в вопросах снижения заоблачной энергоемкости Украины. «Имеем то, что имеем!»

Аналогичную ситуацию имеют все страны мира. Но каким-то образом Европейский Союз успешно реализует известную программу «20-20-20». Уровень энергоэффективности США захватывает. Каким образом эти страны сумели создать мотивацию для реализации таких дорогих, но важных и необходимых проектов?

Для любого государства срок 10-20 лет (срок возврата инвестиций) является лишь мгновением. Государство, которое заботится о своем будущем в условиях истощения запасов органических энергоносителей, принимает прямое участие в модернизации своей энергетики. Но она не берет на себя решение этих вопросов полностью, а активно стимулирует участие в процессах энергомодернизации любых потенциальных ее участников. Государство превращает энергоэффективность в бизнес. Экономия становится товаром и начинает работать рынок энергетического сервиса. Уверен, что именно в этом ключ к возможности создать и запустить в работу механизм энергоэффективности в Украине.

На сайте нашей компании («НПЦ Теплокомплект») есть материалы об изучении опыта США по этим вопросам (1 и 2).

В условиях рынка энергосервиса США любой участник процессов энергоэффективности Соединенных Штатов на сайте министерства энергетики (http://www.dsireusa.org) может найти информацию о том, какие субсидии можно получить на федеральном уровне, на уровне штата и муниципалитета в случае внедрения тех или иных мероприятий по энергоэффективности. Здесь же можно найти прозрачную информацию об условиях получения субсидий и о том, каким образом должно оформляться получение субсидий. Таким образом создан и постоянно стимулируется рынок энергоэффективности. Американцы хорошо поняли, что без стимулирования этот рынок не может развиваться. В Америке я прилагал усилия, чтобы найти инвестора, который внедрил проект модернизации без использования целевых субсидий. Не нашел.

В условиях предоставления субсидий, даже на федеральном уровне, можно встретить требование о том, что подрядчиком должно быть местное предприятие. Это забота о комплексное развитие рынка.

Действующая в США стратегия энергоэффективности стимулирует к участию в этих процессах широкие круги участников и привлекает значительные инвестиции. Инициативы идут снизу, оттуда, где лучше известно, что именно необходимо сделать.

Вспомните наши программы по энергоэффективности …. Сравните возможности наших потребителей энергии, коммунальных предприятий, подрядчиков ….

Убежден, что если бы в Украине был создан настоящий рынок энергоэффективности, то очень быстро появилась бы большое количество энергосервисных компаний. А сейчас вместо развития идет процесс застоя и прекращения деятельности многих украинских компаний, которые созданы и держатся за счет энтузиазма.

Увеличение интереса к энергетическому аудиту наблюдается …. у энергоаудиторов. Это вполне понятно, потому что проведенный аудит — это большой опыт, это возможность развития компании. Кто еще заинтересован в энергоаудите? Наверное должны быть заинтересованы потребители и производители энергии. Но для них важно конечный результат — модернизированный объкт, что обеспечивает экономию. За аудит, выполненный для полки они не хотят платить. А без оплаты нет и аудита. Думаю, что потенциальный потребитель этой услуги еще не почувствовал, не понял, что энергоаудит ему нужен.

Возможно я недостане информирован, но у меня складывается впечатление, что в современных условиях основным источником финансирования выполнения энергетического аудита являются международные программы USAID, GIZ, NEFCO и другие. Но исполнители этих аудитов — это очень узкий «элитный» круг, который в основном базируется в столице .. А сами аудиты не всегда находят тех, для кого планировалась их разработка.

В Украине выполнено достаточно много энергетических аудитов. Если бы существовала какая доступная для пользования база данных, которая содержала бы показатели энергоэффективности объектов проведения аудитов, то проведенные энергоаудита дали бы большую пользу. Достоверная информация дорого стоит. Чтобы создать такую базу данных необходимо разработать определенную систему критериев оценки объектов потребления и генерации энергии. Они должны быть едины для всей страны. К сожалению, этого у нас нет. Более того даже обязательные для применения в Украине национальные нормативы, устанавливающие требования к проведению аудитов, довольно часто игнорируются энергоаудиторами. Так энергоаудит зданий выполняется по иностранным методологиям с использованием классификации энергоэффективности зданий в соответствии с иностранными нормативами, которые не действуют в Украине. Это носит массовый характер и происходит при условии, что в Украине уже много лет действуют и являются обязательными для применения ДБН В.2.6-31: 2006 «Тепловая изоляция зданий» и ДСТУ НБА.2.2-5: 2007 «Руководство по разработке энергетического паспорта», которые регламентируют разработку энергетических паспортов зданий и их классификацию по энергетической эффективности. Мне кажется, что есть повод задуматься. Ведь за энергоаудитом должен разрабатываться проект, который должен пройти экспертизы, в том числе и на соответствие действующим в Украине нормам.

Чтобы увеличить интерес к энергетическому аудиту он должен быть качественным, действительно полезным и, главное, должен быть выполнен в нужное время и в нужном месте. Заинтересованность в энергоаудите будет расти по мере развития рынка энергетического сервиса.

Популяризации энергетического аудита должен способствовать пересмотр требованиям к энергетическому аудиту и методологии его проведения.

Справка

Компания «НПЦ Теплокомплект» создана профессионалами, работающими в области энергосервиса долгие годы, а также молодыми инициативными высококвалифицированными специалистами своего дела. Компания осуществляет весь комплекс работ по проектированию, комплектации, монтажа, пуско-наладка, сервисного обслуживания современных отопительно-вентиляционных систем, систем водоснабжения, автоматизированных теплопунктов, систем инфракрасного обогрева, систем нетрадиционной энергетики. Подробнее на сайте http://www.tecom.com.ua/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Члени Асоціації

  • Архивы